Популярный блог, затрагивающий различные темы

Музыкальная терапия: рекомендации и упражнения

Некоторые учёные считают музыкальную терапию дополнительным инструментом групповой психотерапии. Остальные авторы применяют музыкальную терапию как способ лечения от психических заболеваний, и кроме того, как средство воспитательных занятий с детьми.


Музыкальные произведения оказывают телесное влияние на индивидуума, поскольку нервная система и каждый орган человеческого тела имеют своей отличительной чертой распознавать ритм. Таким образом, используя вибрацию звуков можно получить повышение ритмических процессов организма в целом.  Музыка способна задавать общий настрой, однако восприниматься она может по-разному, в зависимости от личностных музыкальных пристрастий и интеллектуальных способностей слушающего.



В России взаимосвязь музыки и ее лечебных свойств изучал великий русский ученый В.М. Бехтерев, который в 1913 году инициировал основание комитета по исследованию музыкально-терапевтических эффектов. В результате исследований С.С. Корсакова, В.М. Бехтерева, И.М. Догеля, И. М. Сеченова, И.Р. Тарханова, Г.П.Шипулина и др. выявили позитивное воздействие музыки на системы организма человека, такие как сердечно-сосудистая, двигательная, дыхательная и нервная. Наблюдения психотерапевтов показали, что музыка, исполненная на кларнете или скрипке, помогает налаживанию работы сердечно-сосудистой системы. Мелодичная музыка оказывает успокаивающий эффект, а энергичная – тонизирующий при восстановительной сосудистой терапии, в том числе при нарушении мозгового кровообращения.


Практическое применение



В России, начиная с 90-х годов, музыкальная терапия стала использоваться в качестве психотерапевтического способа работы с эмоциональными отклонениями, страхами, речевыми расстройствами, психосоматическими заболеваниями, отклонениями в поведении и др. Очень важным моментов в данной работе является правильный выбор музыкальной программы, поскольку музыка должна соответствовать эмоциональному состоянию человека, чтобы получить наилучший эффект. Если музыкальное произведение совпадает с настроением слушающего, то оно произведет сильное положительное впечатление, в противном же случае будет только раздражать.


Музыкотерапия может проводиться в виде индивидуальных или групповых сеансов. Во время индивидуальных сеансов возникают доверительные отношения между пациентом и терапевтом. Методы работы подбираются под конкретную личность, ее проблемы и задачи. Однако человек, по своей сути, социальное существо, поэтому в групповом формате музыкотерапия всегда достаточно эффективна и способствует быстрому восстановлению душевного состояния.


На сегодняшний день музыкальная терапия интегрируется с другими видами арт-искусств, такими как рисование под музыкальное сопровождение, музыкальная цветотерапия, музыкально-подвижные игры и тп.




В зависимости от душевного состояния пациентов, могут применяться активные или пассивные методы терапии. Во время активной терапии пациенты поют определенным образом, играют на музыкальных инструментах, танцуют или рисуют под музыкальное сопровождение. Таким образом, происходит самовыражение посредством музыки. Человек творит и испытывает чувства радости и удовольствия.

При пассивных сеансах восприятие музыки направлено на отдых и расслабление. Пребывание наедине с собой под музыкальное сопровождение способствует психологическому умиротворению и воодушевлению. Особенно хорошо пассивная терапия работает в совокупности с дыхательными упражнениями.


Упражнение «Фантазийные истории» для детей



Данное упражнение рекомендуется для гиперактивных детей. Такие детям необходима индивидуальная работа, во время которой они учатся успокаиваться и сосредотачиваться.
Во время упражнения терапевт включает музыку и двигает над ребенком большой яркий шарф, одновременно рассказывая интересную фантазийную историю (например, про самого ребенка). При этом терапевт предлагает ребенку непринужденно двигаться, когда шарф «взлетает» вверх и останавливаться, когда шарф «опускается».


Во время упражнения терапевту необходимо синхронизировать подвижные и спокойные эпизоды в движениях шарфа, в музыке и в истории. Правильно подобранная по интенсивности звучания и ритма музыка поможет ребенку упорядочить движения, усиливая впечатление от движений шарфа и слов музыкального руководителя.


Упражнение «Утро» для взрослых



Для упражнения можно использовать аудиозапись «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Эдварда Грига. Упражнение лучше выполнять после физической нагрузки или тяжелого трудового дня. Включите музыку и удобно расположитесь на полу, закрыв глаза. Представьте солнечный день и зеленый лес. Главный элемент упражнения — «лесной» воздух, при котором вы должны спокойно, с удовольствием вдыхать и выдыхать воздух, представляя, что находитесь в лесу и наслаждаетесь лесным чистым воздухом. Это упражнение поможет, если имеются некоторые проблемы со сном.


На сегодняшний день музыкальная терапия является наиболее изученным и благотворно влияющим методом работы.